Інтерв'ю голови ОДА Анатолія Олійника газеті РЕАЛ

«Отставки обязательно будут – работа в полувоенном положении показала, кто есть кто»

Анатолий Дмитриевич рассказал «РЕАЛу» о том, как на Винничине сформировали систему защиты региона и работы в ситуации войны на востоке, о том, что не собирается вступаться за ту или иную сторону в конфликтах, которые не в компетенции главы ОГА, но и не позволит беспредельничать кому бы то ни было, о том, будут ли отставки начальников департаментов и замов губернатора, о планах по реанимированию бывших военных заводов, а также о том, почему считает, что нельзя сворачивать газификацию сел.

Возглавляя Винницкую область в течение четырех месяцев, Анатолий Олийнык зарекомендовал себя третейским судьей, старающимся находить компромисс, не отдавая явного предпочтения ни одной из сторон в многочисленных противостояниях и спорах. Но, похоже, и его терпение не безгранично. В назревающем конфликте между депутатами облсовета глава облгосадминистрации увидел желание отдельных групп «расшатать» ситуацию в регионе, и успел предупредить, что лично организует самым активным «зеленый коридор» в зону АТО с бронежилетом винницкого производства. Пожалуй, он стал первым губернатором, который без военной подготовки за столь короткий период, по сути, милитаризировал регион. Пусть и с оборонительной целью.

«Врагов нужно уничтожать, а с теми, кто готов переосмыслить ошибки, извиниться и доказать свой патриотизм серьезной работой, стоит дружить»
- Анатолий Дмитриевич, представители общественности Винничины хотят замены руководителей департаментов. Собираетесь ли вы идти на уступки активистам в кадровых вопросах и инициировать отставку директоров департаментов облгосадминистрации?

- Я собираю материалы по работе каждого руководителя и вижу как положительные, так и отрицательные моменты выполнения ими своих функциональных обязанностей. Неоднократно я говорил, что придет время, когда мы подведем итоги. Напомню, что когда четыре месяца назад меня назначили на эту должность, в кабинете главы ОГА даже связь не работала. Свое задание я видел в том, чтобы стабилизировать ситуацию в области, а также максимально показать всем, кто сотрудничал с Винничиной, что мы способны продолжать все проекты, исходя из ситуации в Украине. То есть, если не дай Бог наступило бы военное время, то смогли бы организоваться, да и в мирное время не «провалиться». Если учесть, что мы живем в мирное время с элементами войны, то стараемся показывать результаты во всех сферах.

Было такое, что ко мне приходили и говорили: «Дайте оружие!». Очень нелегко было удержать патриотически настроенных людей, которые рвались в бой. Война на востоке всех нас мощно встряхнула. Почему так долго мы формировали эту систему? С одной стороны, у нас не было опыта, и приходилось перестраиваться на новый – полувоенный – формат, а с другой, наверное, надеялись, что та же Россия одумается, и путем переговоров удастся достичь мира на Донбассе.

Наконец-то отработана система. Почему только сейчас? Будем откровенны, наше общество и государственная система не были готовы к таким вызовам. Это если вкратце. Я и сейчас не могу публично говорить обо всем, что и как делалось для того, чтобы региону быть готовым к любому возможному положению. Лишь подчеркну, что мы смогли отработать схему поступления благотворительных взносов, резерва топлива, медикаментов для оперативных групп, провели 7 мая учения для отладки действий различных подразделений. Создав и отправив на восток страны батальон «Винница», мы не остановились - в каждом районе области создается рота охраны. Каждую субботу, начиная с 26 июля, эти роты будут выезжать на стрельбы. Командиры рот уже введены в штат военкомата, а резервисты в течение недели, как гражданские, будут работать на своих местах.

Возвращаясь к вашему вопросу об отставках директоров департаментов и управлений. Да, они будут. В статусе временно исполняющего обязанности главы облгосадминистрации менять кадры было бы поспешным решением. Статус главы ОГА (без приставки и.о.) – совершенно иной. Он предусматривает в 10 раз большую ответственность. И эта ответственность будет возложена и на руководителей департаментов и заместителей. Если меня утвердят, то все, что уже увидел и понял, стану реализовывать. Буду встречаться с каждым подчиненным, и конкретно обсуждать будущее. Не хочу быть Змеем Горынычем, но те, к кому есть претензии, те, кто работает недолжным образом, будут заменены.

- Если не секрет, это коснется всех или двух-трех руководителей? То есть, речь не идет о тех чиновниках, которых критикуют активисты Майдана?

- Назову некоторые фамилии и принципы, по которым живу уже 55 лет. Есть правовая база, которой и нужно руководствоваться. Если мы хотим, чтобы все украинцы – от президента до рядового гражданина – были равны перед законом, то давайте научимся жить по закону. Поэтому все мои кадровые решения будут проводиться в рамках отечественного законодательства.

Теперь о конкретике. С разных сторон поступали обращения относительно гендиректора «Винтеры» Любови Коваленко. В Нацсовет по вопросам телевидения я направил письмо, в котором высказал свою тревогу относительно создавшейся ситуации, не способствующей нормальной работе организации, и попросил дать оценку руководителю. Мне ответили, что, по мнению Госкомитета, работа телерадиокомпании является достаточно профессиональной и в полном объеме соответствует поставленным задачам.

Что касается директора департамента по вопросам коммуникаций Светланы Василюк. Я говорил о том, что, мягко говоря, в работе департамента имеется достаточно резервов. Мы обсуждали эти вопросы, и в ближайшее время я жду улучшений…

У меня есть сведения и о чиновниках, причастных к отправке людей на антимайдан. Об этом никто не забывает, и грешно забывать, но эти факты будут среди одних из последних пунктов в оценке соответствия чиновника занимаемой должности. Последние месяцы были тем периодом, в течение которого можно было понять, у чиновника превалирует любовь к соседнему государству или он был лишь заложником обстоятельств. Я всем дал возможность проявить свой патриотизм в нынешней полувоенной ситуации.

Повторюсь, я уже говорил, что все диктаторы во время войны выпускали из тюрем «врагов народа», которые потом становились национальными героями. Если же только клеймить людей, то мы не сможем удержать единство государства. Сейчас настало время переосмысления многого, даже очищения. Не нужно обниматься с врагами — их необходимо уничтожать, а с теми, кто готов переосмыслить ошибки, извиниться и доказать свой патриотизм серьезной работой, стоит дружить.

- Не планируете менять кого-либо из своих заместителей, или сейчас такой шаг может вызвать ненужный политический резонанс?

- Планирую. До отопительного сезона осталось три месяца, и ситуацию нужно подправлять. По другим направлениям тоже нужно работать несколько эффективней. Поэтому когда буду утвержден на должности, это станет темой отдельного разговора с каждым из заместителей.

Одной из основных проблем в Украине я бы назвал безработицу. У нас сложилась парадоксальная ситуация, когда молодым людям до 35 лет сложно найти хорошую работу. С одной стороны, есть огромное количество умной, креативной молодежи, которая не может пробить квотно-партийную и номенклатурно-кумовскую стену, строящуюся десятилетиями, и войти в исполнительные структуры власти, где они реально могут быть полезны. С другой стороны, есть кадровый голод именно в этом сегменте: нужны прогрессивные люди, умеющие мыслить в новых реалиях, понимающие специфику инноваций, владеющие иностранными языками. И вот наша задача – сложить этот тяжелый пазл.

«Злоупотребления при тендерах могут поставить точку в карьере чиновника. Причем, поставлю ее очень быстро»
- О том, что тендерные процедуры традиционно проходят не совсем прозрачно, и победителями конкурсов становятся фирмы, предлагающие далеко не самые выгодные условия, говорят давно. Так, в области еще со времени «правления» регионалов частенько госзакупки осуществлялись у компаний, которые близки к высокопоставленным чиновникам. Как в условиях жесткой экономии бюджетных средств можно бороться с подобной «монополией»? Все-таки правоохранительные органы не всегда своевременно могут дать соответствующую оценку проведенному тендеру. Может ли власть в рамках действующего законодательства предпринять превентивные меры для предупреждения злоупотреблений?

- Во-первых, вступили в силу изменения в закон о тендерных закупках, где предусмотрены различные шаги по достижению прозрачности этого процесса. Во-вторых, на областном уровне каждый руководитель предупрежден, что сегодня выводы по кадровым вопросам еще не сделаны, но я имею всю информацию по закупкам в разрезе каждого департамента. Злоупотребления при тендерах могут поставить точку в карьере чиновника. Причем, поставлю ее через несколько дней или недель.

- Не планируете ли вступать в какую-либо политическую партию, и поступали ли Вам такие предложения? Скажем, «УДАРа» или «Солидарности»?

- Я считаю, что модель демократического общества – это участие в выборах, скажем, пяти политических партий. Одна из них отстаивает интересы крупного бизнеса, вторая ориентирована на средний и малый бизнес, остальные – правые и левые силы. Победитель формирует коалицию, а кто в нее не попал, работает в оппозиции, и критикуют правящую партию.

Помню, как в 1994 году у Вячеслава Чорновола спросили, когда в Украине будут одна-две мощных демократических партии либерального направления. Он сказал, что «мы настолько разные, что пройдет еще не менее 10 лет, пока объединимся». Прошло 20 лет. Не объединились. Так вот моя мечта – мощная центристская либеральная партия, представляющая интересы среднего класса, как двигателя прогресса в любом обществе и гаранта стабильности государства.

Этим я подвожу к тому, что шарахаться от одной партии к другой не буду. Никогда не шарахался. Я равноудаленный от всех партий, и убежден, что в условиях фактически необъявленной войны нужно только объединяться. Так вот, если, скажем, президент выступит с инициативой и вокруг идеи создания центристской демократической партии объединятся люди пусть в рамках межпартийного объединения или общественного движения, я, безусловно, подставлю плечо, если будет нужно. Но быть причастным к ситуативному объединению не хочу.

- В последние недели обострилась конфронтация между различными группами винничан. Каждая из этих условных групп ситуативно объединила местных высокопоставленных чиновников, депутатов областного уровня и общественников. «Группы» разделяет разное видение будущего стадиона 18-й школы в Виннице, бывшей гостиницы «Савой», руководства облсовета… Так или иначе, а перед Вами встанет выбор, к кому примкнуть или кого поддержать?..

- Я понимаю, что меня подводят к тому, чтобы сделать выбор… Хочу уточнить, что я всегда придерживался позиции поиска «точек соприкосновения». Давайте обговорим проблему. Судьба стадиона 18-й школы в компетенции горсовета. У меня права нет вмешиваться. Это в сталинско-советской системе по телефонному звонку решались все вопросы. И законно или незаконно никого не интересовало. Сегодня существует орган, выбранный винничанами, и ему люди доверили право принимать решения. Если они неверные, то избиратели дадут им оценку. Не сто, не двести, не тысяча человек, а все…

«Савой» — следующая «спорная» тема. Решение о передаче здания приняла сессия облсовета, и его может отменить суд. Что касается денег, то правоохранительные органы сегодня изучают, как использовались бюджетные средства при реконструкции объекта. Я считаю, что если будут выявлены незаконные действия, то виновные должны понести ответственность за нарушение финансовой дисциплины. А лично я не собираюсь поддерживать ту или другую сторону.

Тем, кто больше всего возмущается, мне периодически доводится говорить, что нужно и самим придерживаться буквы закона. В том числе я имею в виду и постановление Кабмина о применении мер для экономии бюджетных средств. К примеру, штат ОГА уже сокращен на 10%. А глава облсовета не отреагировал на этот документ, хотя при рекомендованных 27-ми в аппарате работает 38 сотрудников. Группа депутатов считает, что нужно сократить штат и расходы. Я не имею права указывать им и сказать, чтобы они не поднимали этот вопрос.

Между прочим, в правительстве сейчас хотят разрешить госслужащим находиться в отпуске за свой счет до 2 месяцев и зарабатывать в это время предпринимательством или прочими способами. Например, в сельской местности такой подход будет однозначно одобрен. В период уборочной кампании многие чиновники могут заработать гораздо больше в поле, чем в кабинете.

«До конца года 45-й завод может получить необходимые для модернизации производства средства и наконец-то начнет работать на полную мощность»
- О необходимости уменьшать зависимость от российского газа в Украине говорят не менее 10 лет. Тем не менее, параллельно с поисками альтернативных источников энергоснабжения продолжается газификация сел. Считаете это правильным? Может, стоит наконец-то изменить политику в этом вопросе и честно сказать селянам, что они сбрасываются на «мертвый проект», поскольку вскоре вынуждены будут вернуться к углю и дровам?

- Не мертвый проект! Горожане смотрят на эту проблему немного другими глазами, нежели сельское население. Представьте себе бабушку, родня которой живет далеко. Для примера возьму соседку моей мамы – 87-летнюю тетю Лиду. Она одинокая. После того, как упала и сломала кости таза, передвигается при помощи коляски, а еду ей готовит соцработник. Так вот, тетя Лида звонит мне и благодарит за газ со слезами на глазах. Она говорит, что лучше зимой голодной останется, но будет в тепле. На обогрев ее маленькой хатки нужно-то 100 кубометров газа в месяц для маленького конвектора.

Для таких людей альтернативы нет. Солнечные батареи слишком дорогие, дров она уже не нарубит себе. Поэтому газифицируя сегодня село, мы даем людям альтернативу углю и дровам. Я считаю, что однозначно нужно проводить трубы и обеспечивать сельскую местность голубым топливом. Это первое. А второе – Украина добывает необходимые для населения 20 млрд. куб. м газа. Его достаточно для обеспечения нужд населения. Я прекрасно понимаю, что еще есть энергоемкая промышленность. Так пусть собственники этих заводов думают над энергосбережением, инвестируют в новые технологии.

Почему еще несколько лет назад украинский металл был столь востребован на мировом рынке и наши владельцы заводов прекрасно «поднялись» за счет высоких цен на продукцию, а сегодня уже не выдерживает конкуренции? На несколько лет Китай практически остановил собственную металлургическую отрасль (чем тогда и воспользовались наши компании) и провел полное ее переоснащение. Теперь китайские производители вышли на рынок с металлом нового качества по низкой цене, и наши металлурги с еще советскими энергозатратными технологиями стали неконкурентоспособны.

Почему на заводе в селе Красном Тывровского района мы вынуждены из австрийского 7-миллиметрового металла делать пластины для бронежилетов? А они крепче нашего 8-миллиметрового!

Так что газификация остается актуальной. В ХХІ столетии в сельском доме должна быть теплая вода, внутренний санузел, а подведенный газ дает возможность насосом из колодца качать воду и греть ее.

- Тема снабжения армии в последнее время становится центральной. Вы сказали, что на Винничине удалось наладить производство бронежилетов 4 класса прочности и их испытание. Сколько стоит единица продукции и может ли она конкурировать, к примеру, с бронежилетами компании «Темп-300» при централизованных закупках?

- Вынуждаете меня отвечать на вопрос, который связан с рыночными отношениями. Нам один бронежилет обошелся в 962 гривны с накладными расходами. Не знаю, сможем ли дальше вкладываться в эту сумму… Не хочу сравнивать изделия краснянского «Агромаша» и винницкого предпринимателя, который шьет чехлы, с аналогами по ряду причин, поскольку мы не сравнивали все показатели.

- Можно ли увеличить объемы выпуска, ведь наши военные не полностью обеспечены средствами защиты. Тем более что они бронежилеты не только на себя надевают, но и на технику, чтобы сохранить ее…

- В сутки мы можем изготовить 100 пластин для 50 бронежилетов. На данный момент изделиями обеспечены батальон «Винница» и Военно-медицинский центр ВС. Также направляем бронежилеты в 24-й приграничный отряд и другие подразделения, где служат винничане. Кроме того, мы создаем резерв, как минимум из 100 бронежилетов, который передаем коммунальному предприятию. Сейчас часть благотворительной помощи мы потратили на закупку переносного аппарата искусственного дыхания для ВМЦ. Как только появится финансовая возможность, думаю, увеличим резерв бронежилетов.

- Многие предприятия Винницы еще 25 лет назад работали на «оборонку». Какие из них можно вернуть «к жизни»?

- К сожалению, практически уничтожены 45-й и 732-й заводы. Мы хотим их реанимировать. Эксперты «Укроборонпрома» 19 июля осматривали эти предприятия, которым еще предстоит провести мониторинг. Мы хотим определиться с будущим свободных территорий, а также другим излишком имущества, находящемся на балансе Минобороны, которые можно продать. Это имущество годами дерибанилось. Теперь на примере этих объектов мы собираемся выработать прозрачный механизм реализации этих излишков, а вырученные суммы направить на 45-й завод для пополнения оборотных средств, необходимых для модернизации, переоснащения и запуска. Если все пройдет по плану, то до конца года мы реализуем этот замысел.

- Война на востоке страны несколько «затеняет» мирную жизнь региона. Программу ремонта ФАПов, сельских амбулаторий, клубов и школ заморозили или что-то делается?

- Районным властям мы поставили задание доделать то, что начали в минувшем году. Так, в Тывровском интернате необходимо было наладить водоснабжение. К Ладыжинскому интернату провели теплотрассу и завершили благоустройство территории. Планов есть много, но в это время мы можем себе позволить только завершать недострои.

Хочу отметить другое. Недавняя инвентаризация прудов на территории области показала, что почти 3000 из них используются без оформления документов! Притом, что в предыдущих отчетах инспекторы утверждали, что «свободных нет». Ну, ни для кого не секрет, как эти пруды эксплуатируются. И кому «платят» налоги. Поэтому у области еще есть огромный потенциал. Его нужно вывести из тени, оценить и предложить бизнесу социальную ответственность на тех территориях, где он работает.

В любом райцентре в день празднования города недешевых авто – «лексусов» и «мерседесов» – больше, чем в среднестатистической европейской стране. Сейчас мы на пороге децентрализации власти и реформы местного самоуправления. Это означает, что местные общины получат максимум прав. Но и максимум обязанностей. Поэтому стратегическая задача нашего региона – обеспечить такой уровень социального партнерства, при котором «лишних» территорий и «лишних» людей не будет.

- Политическая ситуация отразилась на аграрном бизнесе Винничины?

- Конечно. Особенно на перерабатывающих энергозатратных предприятиях. Поэтому, совместно с председателем областного совета С. Свитко я обратился к премьер-министру Украины А. Яценюку с просьбой о выделении дополнительных квот газа для сахарных заводов, которые уже сейчас находятся в «зоне риска».

При этом некоторые бизнесмены хотят использовать нынешнюю сложную ситуацию с дивидендами для себя. Прежде всего, я имею в виду ценовую политику предприятий, снабжающих топливом и «химией». Я бы сказал, что эти проблемы циклично повторяются каждый год, поэтому скорее удивляешься, когда же предприниматели перестанут спекулировать «под сезон».

Вместе с тем радует урожайность зерновых ранней группы – свыше 40 центнеров с гектара. В прошлом году к этому времени отмечалось лишь 37 ц/га. Предполагаем, что по итогам уборочной кампании сможем превысить прошлогодний 5-миллионный (в тоннах, — авт.) урожай. Такие показатели обеспечиваются преимущественно за счет вертикально интегрированных структур.

Игорь ЗАИКОВАТЫЙ